Малый и средний бизнес покидает Запорожье

Запорожье не только считается колыбелью казачества, но и славится многими архитектурными памятками. Про одну из таких слышали многие – это проспект Ленина, который считается одним из самых длинных в Европе. Его длина составляет порядка 10,8 километров. Раньше эти километры проспекта по обе стороны были застроены домами и офисами, различными кафешками, пиццериями, магазинами и развлекательными комплексами.

Но если проехаться по проспекту сейчас, можно наткнуться лишь на уйму финансовых учреждений. Банков.

Лично я насчитала в двух соседствующих домах 7 разных банков, следующих друг за другом. Такая картина отчетливо показывает нынешнюю ситуацию в городе: мелкий и средний бизнес постепенно покидает Запорожье, уступая   помещения, в которых теперь ничего не производят, и офисы, в которых больше не оказывают услуг.

Полная распродажа

В местной прессе и на сайтах полно объявлений: «Продаю бизнес под ключ», и их количество растет с космическими скоростями. На одном из популярных интернет-ресурсов таких запорожских объявлений за один день добавилось аж 17. В предложениях – от киоска с фастфудом за 8000 долларов до работающего продуктового магазина в 71 квадратный метр за 70 тысяч все таких же вечнозеленых «американцев». Судя по описаниям последней торговой точки, владельцы магазина продают свой бизнес, как говорится, с потрохами: витринами, холодильниками, компьютерами, офисной техникой. В общем, заходи и работай.

-  А чего сами не хотите продолжать дело? – интересуюсь уже у владельца магазина, набрав его номер по объявлению.

-  Просто деньги нужны срочно, – ответили мне на другом конце провода.

Лишь когда я представилась журналистом, мужчина рассказал, что полноценно работать мешают

Более детально эту ситуацию прокомментировала глава Запорожского регионального совета по предпринимательству Ирина Лех:

«Если в других городах власти стараются помогать предпринимателям, то в Запорожье для бизнесменов создали абсолютно неблагоприятные условия работы. Это – проверки налоговой инспекции, вопреки распространенному мнению, что их нет. Это – поборы и вымогательство с мелкого бизнеса. Сегодня предприниматели «распродаются» и даже меняют юридическую прописку, чтобы не иметь дела с местными представителями власти и налоговиками. О каком развитии может идти речь?».

Самых маленьких обидели

После таких слов Ирина Лех привела простой пример: недавний запорожский инцидент с «купавами». Так называют прицепы-киоски, которых до недавнего времени на улицах Запорожья было много. В них продавали овощи, мясо, полуфабрикаты, хлеб – в разных районах города. Запорожцы такой торговлей были довольны: товар недорогой, и близко расположен к дому.

Но под аккомпанемент городской власти с начала этого года такие передвижные киоски начали убирать сотрудники милиции. Оказалось, в городском совете вспомнили, что «купавы» разместились на улицах города незаконно. Сейчас в Запорожье, по оценкам представителей предпринимательских организаций, около тысячи таких прицепчиков. Недавно власти города пообещали разобраться с этой проблемой и легализовать «бизнес на обочине». Но пока что сдвигов в этом вопросе нет.

С возмущением в Запорожье восприняли и другое, общегосударственное новшество. Как известно, с нового года предпринимателей, у которых торговые точки площадью от 20 квадратных метров, обязали перейти на отчетность online. В частности, установить кассовые аппараты, которые будут передавать информацию о покупке товара в магазине прямиком на сервер налоговой. Владельцам торговых точек придется заплатить за такой прогресс в среднем по 3500 гривен.

Кроме этого, их тревожит еще один вопрос: как работать с таким аппаратом в полуподвальных помещениях, где модем попросту может «отказать» в передаче данных. А ведь те, у кого такая беда случиться, будут платить штрафы – по 170 гривен.

Тем не менее, бизнесу нужно успеть установить такие аппараты до средины лета. Уже с июля местных коммерсантов начнут штрафовать. Кстати, кроме них в будущем под раздачу могут попасть абсолютно все владельцы торговых точек. Ведь, по словам предпринимателей, сейчас в парламенте хотят узаконить такие аппараты для «упрощенцев» всех групп.

«Это означает, что закупать дорогостоящие кассовые аппараты могут заставить даже торговцев на рынках», – говорит председатель союза предпринимателей «Ника» Лидия Кривенко. Выходит, чтобы продать пучок петрушки, рыночникам нужно будет купить технику на 3500 тысячи гривен. Неплохая нынче экономика.

Не трудно догадаться, что с приходом технического прогресса в Запорожье еще больше уменьшится чисто торгующих на местных рынках. По информации «Ники», их и так сегодня можно сосчитать на пальцах. Хотя бы в силу возросших в последние годы социальных взносов.Итого: если полтора года назад на городских рынках пустовало 6000 мест, то сейчас эта цифра выросла до 10 тысяч свободных прилавков.

Малые предприятия: в живых остались не все

Небольшие запорожские предприятия, например, ателье или обувные мастерские, в которых трудиться по пять-шесть человек, сегодня тоже переживают не лучшие времена.

«Динамика изменения количества малых предприятий в расчете на 10 тысяч человек населения в период с 2007 по 2011 года свидетельствует о резком падении этого показателя в 2010 году». Это вполне реальная, официальная статистика, взятая из отчета Запорожской областной государственной администрации. В документе указано: если в 2009 году таких предприятий в регионе было 88 единиц на 10 тысяч населения, то в 2010 году их стало только 70 единиц. Потом, как написано в официальной бумаге, ситуация улучшилась: на десять тысяч человек в 2011 году добавилось аж одна вновь открывшаяся фирма. Во всех этих цифрах настораживает лишь одно: если даже власть признает резкое уменьшение количества предприятий, то какова же ситуация на самом деле?!

Тем не менее, планы по оживлению бизнеса у запорожских чиновников есть. С ними можно ознакомиться в областной программе по поддержке малого и среднего бизнеса. Весьма интересный документ, который ставит целью увеличить число мелких предприятий (с пятью-шестью наемными работниками) с 18065 ныне существующих до 18400 единиц по региону.

Для роста цифр в отчетах в этом и следующем году власти Запорожской области хотят выделить практически 8 миллионов гривен. Деньги хотят потратить на проведение «Дня предпринимателя», печать справочных буклетов для бизнеса, запись консультативных роликов, проведение семинаров и инвестиционных форумов. Бесспорно, очень нужные, но пока бесполезные планы по оказанию помощи.

А пока запорожские чиновники не достигли мифических цифр, государство и область теряет рабочие места, налоги, и соответственно, сокращает свои расходные статьи.

По данным налоговой службы области, объемы поступлений от деятельности субъектов малого бизнеса в бюджеты всех уровней в 2011 году составили 322 миллиона гривен. Это всего лишь третья часть от того, что предприниматели области отдали в бюджеты годом раньше.

В прошлом году ситуация с поступлениями едва стала лучше: бизнес заплатил в бюджеты 347 миллионов гривен. Вполне вероятно, что такого призрачного успеха налоговики области добились теми самыми проверками, которых, по идее, нет.

Кристина Алиева, “Провокация”

Дата публикации: 15.03.2013, 14:44